Генетики смогли омолодить человеческие клетки веществом из обычной еды

Ученые из Эксетерского университета (University of Exeter, Великобритания) обнаружили способ омоложения старых клеток. В ходе эксперимента команды исследователей во главе с профессором молекулярной генетики Лорной Харрис, старые клетки начали снова активно делиться, а их теломеры – «колпачки» на концах хромосом, которые укорачиваются по мере старения – вновь удлинились. Результаты исследования были опубликованы в журнале BMC Cell Biology.

Это открытие основывается на более ранних выводах ученых, которые показали, что класс белков, называемых сплайсинговыми факторами (splicing factors), постепенно отключается по мере старения, из-за чего клетки теряют возможность делиться. В результате, с возрастом во всех тканях организма накапливают дряхлеющие клетки, которые не делятся, не растут и не выполняют свои функции.
Под воздействием определенных химических веществ, они снова могут быть «включены», что не только делает сами клетки моложе, но и возвращает им «молодое поведение» - позволяет снова начать деление.

В своем новом исследовании ученые применили химическое вещество под названием реверсатрол (reversatrol), которое содержится в естественном виде в красном вине, темном шоколаде, красном винограде и ягодах черники. Через несколько часов после воздействия реверсатрола старые клетки не только стали выглядеть моложе, но и начали функционировать как молодые клетки и активно делиться.
Исследователи были удивлены степени и скорости изменений в клетках. «Когда я увидела изменившиеся клетки в экспериментальной культуре, я не могла в это поверить. Эти старые клетки стали выглядеть в точности как молодые. Это было похоже на волшебство. Я повторила эксперименты несколько раз, и каждый раз клетки омолаживались. Я очень взволнована последствиями и возможностями нашего открытия», - рассказала доктор Ева Латторе (Eva Latorre), один из авторов исследования.

Большинство людей в возрасте до 85 лет уже имеют какие-либо хронические заболевания. Также по мере старения люди более подвержены инсультам, сердечным заболеваниям и раку. Это открытие может привести к новым методам лечения, которые помогут людям в возрасте чувствовать себя намного лучше, не испытывая некоторых негативных эффектов старения.
«Это первый шаг в попытке помочь людям жить нормальной полноценной жизнью, не теряя здоровье по мере старения. Наши данные показывают, что использование химических веществ для включения белков, которые отключаются по мере старения, может обеспечить восстановление функции старых клеток», считывает профессор Харрис.

«Этот эксперимент показывает, что если вы воздействуете на старые клетки молекулами, восстанавливающими сплайсинговые факторы, клетки вновь обретают некоторые признаки молодости. Они могут расти, а их теломеры, которые сокращаются по мере старения, - становятся более длинными, как и в молодых клетках. Сейчас нам необходимо как можно больше исследований, чтобы установить истинный потенциал для такого рода подходов для решения дегенеративных последствий старения», - заключила Лорна Харрис.
По материалам: gogetnews